slog_in

Письмо нахимовца

Письмо нахимовца.

 

      Стояла глубокая, но ясная и тёплая ночь. И не было ни единого облака, только серебро монет, рассыпанных там, наверху, каким-то очень богатым и щедрым боярином, да медленно плывущий по небу молочный серп луны. Лёгкий ветерок едва-едва касался прозрачной глади Невы. И было тихо.

     - Будь спокойна, Матушка Россия. Спи спокойно, народ русский. Не отдам я тебя никому, - тихо прошептал Государь Всея Руси Пётр Алексеевич Романов. Его фигура возвышалась на стене ещё очень молодой Петропавловской крепости. Облачённый в военный мундир Пётр 1 смотрел на спящий Санкт-Петербург.

     После окончания Северной войны столица России наслаждалась заслуженным отдыхом. И лишь Государь-батюшка, молодец-ветер, да красавица-ночь не спали. Ветер резво подлетел к Петру 1, весело потрепал Государя за волосы, добившись тем самым его улыбки, и побежал дальше, вглубь города. В дело вступила владычица-ночь. Проказница легко оплела своего гостя нежными, мягкими и тёплыми руками. Улыбка на лице Государя стала ещё шире. А хозяйка продолжала прижиматься к нему. Вот сердце Петра Алексеевича забилось чуть чаще, предвкушая сладостный поцелуй красавицы. Проказница, словно почувствовав это, ещё сильнее прижалась к своему гостю и потянулась к его губам. Государь не сопротивлялся, и даже сам распростёр свои объятья неожиданной любовнице. И она одарила его жарким поцелуем… Время текло медленно…

     Но вдруг вдали послышалось частое дыхание и стук каблуков. Кто-то посмел вторгнуться в покои ночной владычицы и помешать ей соблазнять великого русского Императора. Всего в сотне ярдов от Петра Алексеевича замелькала фигура, облаченная в платье гонца.

     - Государь-батюшка!!! Государь-батюшка! – разнеслось над всей крепостью.

Гонец  подбежал к Петру I и затараторил:

     - Государь мой … прошу Вас …

     - Да отдышись ты, деревянная твоя голова, а потом говори, - глубоко вздохнув, произнёс Государь . – Ночь нынче спокойная, а время никуда не торопится. Я могу и подождать.

     - Государь мой, батюшка. У меня к Вам срочное и … странное донесение,

     - Говори уж, коли прибёг, - не смотря в его сторону, ответил Петр Алексеевич.

     - Государь. На той стороне крепости  какой-то странный человек дал мне это письмо и сказал : «Передай лично в руки Государю-батюшке. мы всегда будем верны традициям, основанными им».

      Письмо как письмо, только вот луна озарила в уголке маленькую позолоченную расписную букву «Н».

      - Читай, что стоишь?

 

      «Великий мой Государь-батюшка Пётр Алексеевич. Пишу Вам из далёкого времени, когда уже Величием своим потряс ты историю и имя твоё на устах народа русского звучит как Имя Божие. Прошло уже много времени с того дня, как Вы окончили Северную войну со шведами, совершив почти невозможное: сокрушив непобедимые армии под Полтавой и разгромив сильнейший флот при Гангуте. Но самое главное ваше достижение, Государь ,– воздвижение Санкт-Петербурга. Возможно, Вы, как и я сейчас, стоите на стене Петропавловской крепости и любуетесь красотой и величием  этого славного города, истинно достойного носить имя Великого Императора и зваться столицей. Невозможно не восхищаться этим великолепием. Неужели человек, пусть даже и сам Император Всея Руси, сумел укротить бурлящую через весь город мощь Невы? Неужели этот же человек смог создать целый город, в котором каждый дом стал историей, Жаль, что вас сейчас нет рядом: возможно, Вы бы разделили вместе со мной эту гордость и это … это … даже слов нет, чтобы выразить мои чувства …»

   

 

     На глазах у Петра Алексеевича проступили слёзы.

    - Вот сучий отрок, - прошептал он, вытирая очи. – Ведь знает, как задобрить императора.

      А тем временем вестник продолжал:

 

 

« … Ныне на дворе 2008 год от Рождества Христова. Время неумолимо движется вперёд, но ему никогда не удастся отнять у русских их гордость и историю. И я горд. Я горд потому, что родился в России – в Великой Морской Державе. Я горд потому, что мне довелось попасть в славный и легендарный Санкт-Петербург. Я горд потому, что я – нахимовец. Кто такие нахимовцы, спросите Вы?

    Пройдёт много лет и родится человек, который встанет в ту же шлюпку, в которой плывут все русские герои. Имя его – Павел Степанович Нахимов. Родится он в Смоленской губернии, вдали от морей и океанов, вдали от флота русского. Он пройдёт долгий путь от обычного матроса до адмирала и командующего русским флотом на Чёрном или, как его ещё называют, Русском море. В 1853 году Павел Степанович, командуя эскадрой Черноморского флота, загонит в Синопскую бухту превосходящий по численности турецкий флот и уничтожит его там. Жаль, правда, что через два года после этой великой победы адмирал Нахимов погибнет в городе Севастополе, который будет базой русского флота в южной части Крыма. Да-да, не удивляйтесь, милостивый государь, Крымское ханство Россия тоже возьмёт под свою опеку, но не в этом дело…

     В 1899 году будет образована юбилейная комиссия, куда стекутся различные проекты по подготовке празднования 200-летия Петербурга. Предложений будет множество, но победит идея Комиссии по народному образованию и в далёком от Вас двадцатом веке, рядом с самым первым зданием Северной Столицы – Вашим маленьким дворцом – будет заложен Училищный дом имени Петра Великого!!! Странная, правда, у него  история «рождения».

      Будет выбрано место для строительства «юбилейного» училищного дома – участок на территории Пенькового буяна на Петроградской стороне, в той части, что примыкает к Вашему домику. Здание должно было  стоять фасадом к нему. 19 марта 1903 года вопрос о выделении участка в принципе будет решён. Площадь участка составляла около 1800 саженей, что позволило бы осуществить обширный проект: по программе строительства предполагалось, что комплекс будет состоять из нескольких зданий. Но по финансовым причинам  провели лишь закладку комплекса. Но зато как торжественно!

       Юбилей праздновался пышно, прибыло множество гостей, город был украшен как никогда прежде. Ленты, множество цветов, мишура, украшенные фонари…

       Но что же всё-таки такое «училищный дом» Вы, наверное, до сих пор не понимаете.

       Во второй половине 19 века интеллигенция России будет охвачена идеей просветительства. Всюду строятся школы, открываются пансионы, люди уезжают в провинцию «нести свет знаний», становятся сельскими учителями. Сколько страниц посвящено этому у многих поэтов, писателей и других учёных умов нашего государства.

      «Училищные дома» упоминаются еще в труде «Описание Санктпетербурга» А. И. Богданова (1751 г.). Но тогда это были дома, предназначенные для какого-то одного учебного заведения, - скажем, военного корпуса, гимназии, семинарии, школы. К концу 19 – началу 20 века под этим термином подразумевается уже целый комплекс, где размещается сразу несколько учебных заведений, причем различных типов – ремесленное училище, начальная школа, художественные классы и т.д. В Петербурге в период с 1896 по 1900 года будет построено два таких дома: Училищный дом имени императрицы Екатерины II и Училищный дом имени Александра II. Таким же должен был быть и Училищный дом Вашего имени. Этому зданию на месте бывшего Пенькового буяна предстояло «положить начало украшению этой малоблагообустроенной исторической части города…».

       В том же 1903 году было решено провести конкурс на его проект. Однако, к этому времени площадь будет сокращена до 750 квадратных саженей, а этого - мало для предстоящей постройки. Поначалу решили «урезать программу» за счёт ремесленных училищ. 8 марта будет решено возвести лишь главный корпус комплекса. В Комиссии будут настаивать на размещении в здании ремесленных классов по типу «школ для ремесленных учеников». Но для этого необходимо  расширить участок на 900 кв. саженей. Правительство не соглашалось. Дело принимало затяжной характер…»

 

 

       Вестник остановился и принялся прочищать горло, бросив мимоходом робкий взгляд на Императора. Лицо Петра Алексеевича несколько посуровело, но в то же время губы расплылись в одобрительной улыбке.

       - Это хорошо, что народ русский потянулся к знаниям, - сквозь зубы процедил он. – Да вот потомок мой куда смотрел? Почему не следил? Да на эти «училищные дома» деньги жалеть нельзя!!! Ежели люд будет образованный, то и Империя будет подниматься всё выше и выше… Площади им мало! Всех бы выпорол собственноручно, черти окаянные. А в особенности потомочка моего. Змей проклятый.

        Император о чём-то задумался. Гонец не решался продолжать, боясь, что нарушит мысли Государя, и его отправят на виселицу… или что-нибудь ещё хуже. Время тянулось очень медленно и мучительно. Владычица-ночь хотела было наказать нежданного пришельца, но вновь его спас Государь. Император рассмеялся так неожиданно и властно, что даже ночная проказница вздрогнула и вновь отступила, с удивлением наблюдая за своим любимым. Гонцу вновь повезло…

       - А малец смел, слов нет… ха-ха-ха… А ты продолжай, продолжай… Храбрец…, - последнее слово Пётр Алексеевич произнёс почти шёпотом. На щеках появился румянец: это любовница-ночь подарила ему робкий поцелуй.

       А вестник продолжал.

 

 

«… В конце концов дело утрясут и площадь расширят. Объявят конкурс. По «компромиссному» решению будет планироваться создание крупного учебного комплекса. И одновременно он должен будет стать памятником.

       И вот весной 1905 года объявят результат. В конкурсе победит проект 27-летнего архитектора Александра Ивановича Дмитриева.

        Работа над обликом этого района Петроградской стороны начнется в 1903 году с оформления гранитной Петровской набережной. В 1907 году видные русские зодчие А. И. фон Гоген и Л. Н. Бенуа примут участие в установке на парадном спуске набережной, возле домика Петра I, привезённых из Манчжурии китайских каменных львов Ши-цза. Их экзотический вид до сих пор гармонирует с мистическим характером стиля модерн. Возможно, они символизируют Ваши не осуществлённые восточные устремления. По китайским поверьям Ши-цза охраняют домашний очаг. Не случайно им доверили стеречь один из первых домов города.

         Архитектурный облик южного участка Петроградской стороны складывался в сложных условиях: «Исторические стили получили более или менее модернизированную трактовку… современные запросы жизни порождали архитектурные структуры, совершенно новые  по функции, планировке, конструктивному решению и объемно-пространственной композиции». В первых вариантах проекта здание планировалось выложить из красного некрашеного кирпича, под тон футляра Вашего дворца и стен расположенной рядом пожарной части. Но постепенно оно стало напоминать особняк.

          Быстрый рост города заставлял думать о рационализации городской структуры. И в 1907 году под строительство Училищного дома был выделен новый, более дешёвый участок, на другой стороне Пенькового буяна, вдоль Петроградской набережной. Тут и воздвигли Училищный дом имени Петра Великого.

          Из-за затяжки работы над проектом, а двухсотлетний юбилей города был позади, пришлось искать новую «юбилейную привязку». И она нашлась быстро: 200-летие Победы в Полтавской битве. По-прежнему здание планировалось сделать Вашим памятником, как основателю города, Но теперь оно посвящалось и Петру-победителю в войне со шведами. В связи с этим в проект были внесены некоторые изменения, коснувшиеся только скульптурных деталей. В результате Училищный дом получил не совсем соответствующий его назначению «воинственный» декор.

          26 июня 1909 года, накануне юбилея Полтавской битвы, была совершена повторная закладка здания, уже на новом месте. Градоначальник произнёс знаменательные и пророческие слова: «Прежде для победы над врагом были нужны любовь к родине, преданность царю и храбрость, но в наше время этого мало: сюда надо присоединить ещё грамотность. И теперь мы присутствуем на закладке одной из крепостей, откуда будут выходить первые завоеватели, И дай Бог, чтобы этих крепостей было побольше».

          Всего за полтора года, к осени 1910-го, здание будет возведено. Ансамбль состоит из трёх частей. Перпендикулярно главному корпусу, вытянутому вдоль Большой Невки, примыкают ещё два: Со стороны Пеньковой улицы – корпус актового зала со служительским флигелем, а со стороны Невы – ремесленный корпус, отделённый от главного трёхэтажным переходом над воротами.

           В 1910 году журнал «Огонёк» сообщал: «В ноябре предполагается открытие Петровского училищного дома… во вновь выстроенном грандиозном здании». Тогда же, не дожидаясь окончания строительства, начались занятия в 37 классах. К сентябрю 1911 года была окончена художественная отделка парадных залов, а 15 января 1912 года открылись ремесленные училища. Через полгода состоялось освещение здания, приуроченное к Вашему дню рождения. Случилось это 30 мая 1912 года.

            В дальнейшем судьба Училищного дома превратила этот великий памятник Петербурга сначала в разделённый на две школы и детский дом- комплекс, а затем…

           Шла Вторая Мировая – Великая Отечественная война. В здании Училищного дома была расквартирована Петроградская дивизия. 14 августа отсюда отправлено на фронт для обороны города 10334 человека. В 1944 году осада города была прорвана, а через год, 9 мая 1945 года, наши советские войска разгромили немцев и принесли мир!!!

          А еще в 1943 году бывший училищный дом Вашего имени был реорганизован в Подготовительное военно-морское училище. Его задачей стало « … подготовить мальчиков к поступлению в высшие военно-морские училища и к последующей военно-морской службе в офицерском звании». 14 июня 1944 года оно стало называться Нахимовским Военно-Морским Училищем.

            С этого момента, Государь мой, отправимся в наш 21 век. Я расскажу Вам о своём родном училище

«… - На флаг смирно! Флаг поднять!

     По этой команде ответственные люди дружно принялись поднимать флаг.

Андреевский флаг – символ Военно-морского флота – развевается над нашим лагерем. Лёгкий ветер треплет ткань знамени. Солнце ярко освещает строй воспитанников Нахимовского училища. На небе ни облачка, и уже который день жарко…

    « Сегодня у нас шлюпочный поход, через час всем быть готовыми…»- довёл до всех наш командир роты капитан 2 ранга Кырлиг.    Шлюпочный поход! Это же здорово. Я видел, как вчера вторая рота ходила на шлюпках. Завораживающее зрелище. Кажется, что там, в этой небольшой лодочке, ты становишься всемогущим, и вся морская стихия расступается перед тобой. И всего лишь час до моего триумфа над водой…» - так я рассуждал в прошлом году, уходя с плаца в казарму. Хм-м, признаюсь честно, без улыбки то время я не вспоминаю. Надеялся, что буду смотреть по сторонам и любоваться красотами «Шервудского леса», а на самом деле… Я видел только весло, и больше ничего…Я не помню, как мы добрались до пирса, но зато помню, с какой радостью я сошел на него. Сколько облегчения… Как сладостно ныла спина, когда я растянулся на земле… Жаль, что это в прошлом.

        После этого прошло около двух недель, и мы приехали в училище. Было тридцатое августа. В этот день я впервые увидел третьекурсников, проходя мимо фасада училищного корпуса.Такие грозные и крепкие парни… Казалось, что им всё нипочём.

 Вот, один из них бросил на стену фасада напряжённый взгляд и, слегка улыбнувшись, покачал головой.

      - Нехорошо… - сказал он.

    Я посмотрел на фасад… И ужаснулся!!! На меня с барельефа взирало Ваше очень суровое лицо. Даже нет – гневное! У меня всё внутри сделалось размером с напёрсток.

     - Не бойся, малыш,- слегка потрепав меня за волосы, сказал третьекурсник. На его лице была добрая, молодецкая улыбка, – погоди с годик, и Петруша и на тебя добрее посмотрит.

      И я поверил ему…

     А через год и вправду, гляжу, а Вы мне уже улыбаетесь. И нос Ваш, и щёки сверкают на солнце. И внутри меня сразу наступила легкость. На плечо опустилась рука выпускника.

      - Традиция это, парень, - задумчиво произнёс он. – Каждый выпуск натирает Петруше нос, чтобы государь по-доброму стал относиться к новому поколению… Когда-нибудь и ты дотронешься до лица императора…

      За весь первый курс я, наконец-то, стал личностью. Даже самое элементарное – отвечать за свои поступки, какие бы они не были – и то огромный сдвиг. На гражданке я этого боялся. Я научился терпению, осознал каково это – самостоятельно принимать решения… Я научился жить.

       А помню, однажды, будучи на службе, убирался я на трапе, ведущему к камбузу… Дело, казалось, простое, но надо же было такому случиться – спину прихватило. Я поставил швабру и потянулся. Почувствовав облегчение, я хотел было продолжить работу, но, уронив взгляд на перила, застыл в изумлении. А батя мне никогда не рассказывал… На перилах, на -равне с фамилиями бывших выпускников, была выгравирована его фамилия. « Ух ты!» - мелькнуло в моей голове. И мою грудь наполнили счастье и гордость. Гордость за себя и за отца! Гордость за семью!

      И, пожалуй, самое главное событие первого курса – парад. Девятого мая на Красной площади были многие представители власти: и министры, и генералы, и сам президент. Меня распирало чувство величия, но всё-таки чего-то не хватало… Я лихорадочно рыскал глазами, пытаясь найти знакомое лицо матери. Но где же она?.. И вот мои глаза остановились на фигурке, Мама… Мне захотелось вырваться из железных оков строя, перепрыгнуть через все заграждения и обнять её, но что-то меня держало… Мама… Она заметила меня! Она махнула мне рукой!!! Мама, как я тебя люблю…

     Ныне я на втором курсе, и скоро нам вновь на парад. На одной из встреч с интересными людьми(проходившей у нас в училище) нам рассказывали о том, как в 50-е годы нахимовцы, участники парада, среди которых был и правнук П.С. Нахимова, шагая по Красной площади и бросая взгляды на трибуну Мавзолея, чувствовали, что Сталин приветствует именно их – Именно ИХ!!! Интересно, а почувствуем ли мы то же самое, видя наших вождей: В.В. Путина и Д.А. Медведева??? испытаниям!!! И что в итоге?..

          Я – нахимовец!!! Я молод!!! Я горд!!! У меня горячая кровь, но в НВМУ я научился хладнокровию!!! Однако новость о том, что «сильные мира сего» положили глаз на Нахимовское училище пробила всю мою хладнокровность. Они хотят превратить училище в торгово-развлекательный центр!

           Государь мой! Преклоняю пред тобой колени! Бью челом об пол!!! Делай со мной что хочешь, но не дай превратить историю в ничто – ОСТАВЬ УЧИЛИЩЕ НАМ – НАХИМОВЦАМ!!! Я молю тебя, Государь мой Батюшка, молю …»

 

 

 

            Слеза появилась на щеке Петра Алексеевича. Проказница ночь подошла к нему, вытерла очи и тихо шепнула: «Действуй…». Император выпрямился и принял грозный вид. Вестник в страхе попятился, осеняя себя крестом.

             - Своей Императорской властью повелеваю… - голосом Государя громом пронесся по Санкт- Петербургу

 

 

 

 

  - Почему? – всхлипнув, пробормотал я себе под нос. – Неужели история легендарного Нахимовского училища оборвется?

 Миха Позниченко позвал меня с КПП:

   - Виталь, пора…

Я вытер слезы, развернулся к училищу и направился ко входу. Шаги давались с трудом. Я шел, словно ватный… Миновав КПП, я вышел на плац. Тут уже были построены все шесть рот. Стояла тишина… мертвенная тишина

… Затем – вновь в училище, на 1 курс. Замелькали дорогие офицеры нашей роты: командир Кырлиг В. Б., офицеры-воспитатели… Старшина роты… Они стали нам отцами и братьями.

  - Равняйсь!  Смирно! Равнение на середину! – ударили барабаны, и начальник училища уверенным, твердым, строевым шагом пошел навстречу главкому ВМФ. Между двумя адмиралами осталось пять шагов… И тут они приставили ногу. Стихли барабаны. – Товарищ адмирал, личный состав Нахимовского Военно-Морского Училища по вашему приказанию построен. Начальник училища – контр-адмирал Юрченко.

  - Здравствуйте, товарищи нахимовцы! – произнес Высоцкий, развернувшись к нам лицом. На его лице играла улыбка.

  - Здравия желаем, товарищ адмирал!!! – гулким эхом разнеслось над плацем.

  - Не стану вас мучить и перейду сразу к делу. Приказом министра обороны Российской федерации постановлено: Нахимовское Училище… - дальше я ничего не слышал. Наверное, я упал в обморок…