Птица вещая
Киносценарий.
Птица вещая.
Рассвет. Ярко-алое зарево обнимает серое, еще не проснувшееся августовское небо, по которому спящей дымкой проплывают причудливые очертания облаков. Донская степь шумит разнотравьем, волнуется, словно казачка-невеста перед советом сватов и жениховой родни.
Тихо. Только иволги нарушают тишину, да рассыпают по сухостинам трели пятнистые дятлы.
На фоне картин утреннего донского пейзажа слышна казачья песня (вначале тихо, затем по нарастающей).
Ой, кормилец, наш батюшка,
Православный Тихий Дон Иванович.
Ой, да про тебя, а вот, только да, Тихий Дон,
Е-е-е-е-е-е ой, ой, ляжить, ляжить славушка,
Ой, да про тебя же только, Тихай Дон,
Е-е-е-е-е-е ой.
Ой, слава добрая, речь хорошая…
Ой, да как бывало, ой, вот, Тихай Дон,
Е-е-е-е-е-е-е
Все быстро, все быстро бежал,
Ой, да как бывало, ой, только Тихай Дон,
Ой, все быстро, все быстро бежал.
За кадром слышится звучный девичий голос.
Сколько помню себя, всегда мечтала носить военную форму. Меня мало интересовали розовые наряды и длинноногие куклы Барби, более всего мне доставляло удовольствие уединяться где-нибудь на лоне родной донской природы с книгой о казаках и погружаться в величественный мир героического прошлого своих предков. В мир, где люди не щадили жизни своей на благо Отчизны, жили, дышали во имя Родины.
25 августа 2011 год. Хутор Какичев.
Донец. Широкий, мутный. Неспокойна гладь его, то здесь, то там тяжелая рябь бередит темные воды. Возле реки, в зеленой сочной траве, лежит девочка-подросток. Лицо ее одухотворенное, светлое. Она мечтает. В руке книга «Избранные сочинения кавалерист-девицы Н.А. Дуровой».
Незаметно для себя девочка засыпает.
Кадр за кадром - на черном фоне воронка ярких вспышек.
Тихое выразительное чтение стихотворения.
Над степью уснувшей летают зарницы,
В чудесном прозрении райские птицы.
Спят небо и травы, и скифы в курганах,
Лишь стонут сычи в перекличке охранной.
Над степью века пролетели и битвы,
И скифских царей имена позабыты…
На дубе могучем злой ворон не дремлет…
Он зоркий и старый, вкус кровушки знает…
Над степью уснувшей зарницы летают.
Девочка потянулась и открыла глаза. Над ней распростерли руки-ветви огромные деревья. Кругом тихо.
Девичий голос.
Вот так началась моя фантастическая история. Первое, что поразило меня - воздух, терпкий, горьковатый, полынный. Я не могла надышаться, напиться им. Но история не об этом…
У костра греется группа солдат, казаков и мужиков.
1-й казак. Ну, пехтура, вам скоро и делать-то неча станет. Наш атаман Платов да вон партизаны без вас хранцуза добьют. Так я гутарю, ребят, ай нет?
1-й солдат. Конешна, конное войско прыткое, скачут, как блохи. А все без нас-то куда вам, только напылите. Пехота, брат, следствие основательное. Царица полей, слыхал?
2-й казак. Ничего, басурман ныне пуганый, оголодавший. Теперя уж и мужики с вилами бьют хранцузей, а гутарят, что даже и бабы не отстают… Ох, не могу, смех, да и только! Ну времена пошли, бабы в войну играют…
1-й казак. Чего зубы-то оскаляешь? Охолонь! Баба бабе рознь…
1-й солдат. Глядите, девка наша пробудилася!
Все стремительно встают и направляются к месту, где лежит девушка.
1-й казак (обращаясь ко второму) Смотри-ка! Живая! Ну, чего я тебе гутарил? Эх ты, дядя…
2-й солдат. Чудная какая, вроде как не наша. Одежа странная… Что за портки на ней синие? Срамота…
2-й казак. Твоя правда. Неужели басурманка?!
Трясет ничего не понимающую девушку за плечо.
- Ты откель така, отчайница? С ихней, супротивной стороны? Звать тебя как?
Девушка садится и испуганно пятится назад.
- Алена…
- И чего ты, Аленушка, такая пужливая? Съем я тебя что ли?
1-й казак. Чего напали-то на девку. Наша она, по-русски разумеет. Пойдем к костру греться.
Девичий голос за кадром.
Сказать, что я находилась в оцепенении, значит, не сказать ничего. Сидя у костра, я осторожно рассматривала присутствующих. Вот двое бородатых рассматривают что-то, похожее на карту. Еще один, завернувшись в шинель, курит самокрутку. Неподалеку мужчина, похожий на богатыря из русских былин, чистит зловеще сверкающий штык. Остальные спят тут же, у костра, вповалку.
Где-то вдалеке блещут устроенные огни, слышится музыка, пение, трубные голоса и крики.
- А там кто?
На голос девочки, отрывая взгляд от карты, поднимает голову 1-й казак.
- Ты чего, девка, известное дело хто – хранцузы! Разгулялись, ироды! Ну, ничего, завтра покажем им, только батюшку бы Матвея Ивановича дождаться.
- А где мы?
Старый казак, кидая в костер охапку хвороста, недоверчиво посмотрел на Алену.
- Ты часом не контуженная? Мы близ села Бородино. Кутузов, заступничек наш, хочет сражение дать! Давно мы его ждем.
Стоп-кадр. Девичий голос за кадром.
Теперь-то мне стало все понятно… Я каким-то немыслимым образом перенеслась почти на 200 лет назад. Напекло голову, уснула и вот…1812 год. Стихи прямо какие-то!
Чтобы быть в теме, как это говорят среди нас, подростков, я стала лихорадочно извлекать из закромов своей памяти все, что знала о Бородинском сражении. Рассказы прабабушки о нашем знаменитом предке, участнике Отечественной войны 1812 года, Василии Ефремовиче Тулаеве, который, как утверждают его современники, захватил четырех французских генералов и разряженных адъютантов, а маленького французского императора, одетого в простую солдатскую шинель, вытолкал под зад из помещения.
Затем на ум само пришло стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»:
…Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
И еще я ведь знала главное: Бородинское сражение станет решающим в Отечественной войне 1812 года, мы победим…
Полевой лагерь. Те же.
Старый казак протянул Алене печеную картофелину.
- Голодна, поди? Ешь, девка, да домой ступай! Неча средь мужичья околачиваться…
- Далеко, дяденька, до дома моего.
- Так ты не здешняя? А как тута оказалась?
- Со станицы Усть-Белокалитвинской, казака Василия Ефремовича Тулаева дочка. За отцом увязалась и потерялась.
2-й казак хмыкнул в бороду да сплюнул на землю от досады.
-Ну, че я давеча гуторил! Дурные бабы пошли. И эта, птенец желторотый, туда же непутячая! Был бы я отцом твоим, зараз бы плеткой отстегал!
- Огонь девка! Куда ж ее теперя, пусть до утра с нами сидит, а потом уж схороним ее где-нибудь.
Мужик, похожий на былинного богатыря, накинул на плечи Алены старую солдатскую шинель.
Все безмолвствует. Трещит лишь догорающий огонь костра–надежды. Спят русские воины. Лунный свет освещает их изнеможденные страшной войной, но все же мужественные лица. На некоторых то и дело появляются ужасные гримасы, отголоски, отпечатки пережитого…Сон их крепок и, вероятно, очень мучителен.
Тонкая девичья фигурка выделяется на фоне угасающего пламени костра. Не спится Алене, она попеременно обеими руками щиплет себя за щеки. На лице смятенье, восторг, удивленье. Синие глаза ее широко раскрыты, в голове зреет план.
Девичий голос.
Я воображала себя новоиспеченной кавалерист-девицей Дуровой. Все, о чем мечтала, грезила я, сбывалось в эти часы… Увидеть воочию героев: Кутузова, Платова, Давыдова, Багратиона… Могла ли я когда-нибудь мечтать об этом… Счастье переполняло мое сердце. Все мысли мои были направлены на завтрашний день, я уж представляла себя в самой гуще боя…
Рассвет. Загрохотала вестовая пушка. Чуть свет лошади были оседланы. Люди собрались между взводами и молчали - у казаков еще был разговор.
1 казак. Братцы, чего с девчонкой-то делать будем. Надоть ее отцу в руки передать. Знаю я казака Тулаева, добрый казак, в походы с ним хаживал. Узнает, что не сберегли девку, не простит же…
2 казак. Дон не простит…
Из-за деревьев выбегает молодой, безусый солдат в шинели на голое тело.
-Обокрала шельма, мундир мой забрала, рваный, не побрезговала…
Засмеялись солдаты и казаки.
- Вот девка! Силком сняла?
- Кабы… Из мешка моего стянула, а портки свои синие на память оставила!
Панорама Бородинского поля. Бегущая по лесу девочка.
Девичий голос.
В ту ночь я так и не уснула. Подумав немного, стянула из первого попавшегося мешка мундир и кивер. Чтобы совесть не съела живьем, я положила туда свои джинсы, вроде обмен совершила. Обрядившись в непривычную одежду, бросилась прочь от бивака. Ноги сами несли меня, я бежала, бежала….
Треск веток. Ржание лошадей, суматоха. Алена упала под копыта чьей-то лошади.
- Жить надоело, юнец?! На тот свет торопишься?!
Раскатистый бас привел девочку в чувство. Она подняла глаза на всадника и обомлела…
К атаману подскакал адъютант.
- Кто тут, Матвей Иванович? Что за отчаюга?
Платов ласково посмотрел на Алену.
- Цел? Испугал как, думал, зашибет конь мой тебя копытами! Куда путь-то держишь?
Алена быстро вскочила на ноги, вытянулась, будто струна.
- К вам направлен с вестью важной.
Стоп-кадр.
Девичий голос.
Чего мне стоило переделать свой тонкий от природы голос… Очень смешно и неуклюже получилось. Но никто ничего не заметил. Сочинять приходилось на ходу… Открою секрет, иногда так пытаюсь делать на уроках, но учителей не проведешь…
- Какое такое поручение, давай бумагу!
Платов протянул руку.
- На словах велено передать. Сражение сегодня намечается, важное, Бородинское…
Всадники засмеялись.
- А мы, по-твоему, куда спешим?
Платов посмотрел на вершины могучих деревьев, зажмурился от солнечного света, пробивающегося сквозь кроны, и обратился к Алене.
- Может, знаешь, голубчик, кто победу сегодня одержит?
- Я наверняка знаю! Русские!
И снова смех, и одобрительные окрики казаков.
-Молодец, юнец!
- Наш человек!
- Птица вещая!
Платов поднял руку, и гул утих.
- Нам нужны такие бойцы! Пойдешь к казакам? Забирай его, Иван, сади позади себя!
Кадры Бородинского сражения.
На крайнем правом фланге, у самой Калочи, расположился кавалерийский корпус Уварова, еще левее стали казаки.
Солнце поднималось выше, лучи становились ярче, в воздухе – теплее.
- Бум! – одиноко ударил выстрел на французской батарее. Было почти 6 часов утра.
- Бум! – сейчас же ответили с готовностью у русских, и канонада началась.
Перекрестились казаки, и в сознании каждого мелькнула одна мысль: «Началось, Господи благослови!»
Картины страшного боя на фоне казачьей песни.
…Не две тучи, не две грозные сходилися,
Сходились две армеюшки великие:
Царя Белого армеюшка с французскою;
Как с востока показалась туча пыльная,
А в той туче светят копьями казаченьки!
Приклонили коням дротик на лево ушко,
Загикали, закричали, на удар пошли!
Тут полки наши казачьи удалые…
Девичий голос за кадром.
Я наблюдала со стороны, едва не оглохнув от дикого громкого рева обеих артиллерий, не дали казаки мне пойти в атаку. Ружейные пули сыпались градом, всюду сновали люди… Лязг штыков, бой барабанов, крики идущих в атаку и уже умирающих, совершивших свой священный долг солдат – все смешалось в один протяжный противный гул, который нарастал где-то, как мне казалось, в самом сердце, болью отдаваясь в виски. Ноги мои стали ватными, все поплыло перед глазами, и я провалилась в какую-то бездну…
Кадр за кадром на черном фоне воронка ярких вспышек.
Донец. Тихий, спокойный. Посредине реки золотая дрожащая лунная дорожка. Тихо стрекочут сверчки.
Белокалитвинский кадетский корпус. Построение кадет. Бюст Матвея Ивановича Платова. Крупным планом лицо Алены.
Девичий голос за кадром.
«Все в нашей жизни не случайно», - любила повторять моя прабабушка. Я лично убедилась в этой неписаной истине. Летом 2011 года я поступила в Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус Его создание – это шаг к возрождению славных казачьих традиций, желание сохранить самобытность, культуру Донского казачества.
Вот так осуществилась моя давняя мечта. На первом же построении в фойе корпуса я увидела бюст Матвея Ивановича Платова, трудно было его не признать, ведь я знала атамана Всевеликого Войска Донского в лицо. И могу поспорить с вами, он мне подмигнул! Дескать, помню я встречу нашу, птица вещая!
Крупным планом фигура Алены в кадетской форме. Ее улыбающееся лицо.
Автор Караиван Алена, кадет взвода 8/3.
Руководитель Квакина Александра Александровна,
учитель русского языка и литературы
Казачий кадетский корпус имени Матвея Платова
город Белая Калитва.